Новости ассоциации

Падение неизбежно: что и почему ждет рынок тяжелых грузовиков ?

"Автостат" представил три варианта прогноза развития рынка тяжелых грузовиков в 2025 году.

Согласно базовой версии, спрос на технику с массой свыше 16 тонн сократится на 29% в сравнении с 2024 годом, то есть будет продано примерно 72 000 машин. Плохой прогноз подразумевает падение на 41%. В таком случае будет реализовано всего 60 000 грузовиков. И даже самый оптимистичный вариант вызывает у экспертов настороженность. Он обещает снижение продаж на 20% до 82 000 единиц техники.

Первый квартал текущего года стал показательным. Крупнотоннажные грузовые автомобили покупали на 48% реже, чем в аналогичный период 2024 года. Удалось сбыть всего 12 700 штук.

Специалисты "Автостата" задумались о причинах сложившейся ситуации и предположили, что сможет поддержать рынок.

Причины падения спроса на тяжелые грузовики:

— стабилизация рынка автоперевозок;

— более жесткие условия лизинга и изъятия техники у арендаторов;

— меньше строительных и металлургических проектов;

— ограниченный выбор техники отечественного производства;

— ужесточение техрегламента для иностранных производителей;

— рост цен на сами машины и комплектующие к ним.

Что может поддержать рынок?

— Увеличение объемов международных автоперевозок.

— Растущая конкуренция с железнодорожными перевозками.

— Крупные инфраструктурные проекты, запланированные на период с 2025 по 2030 год.

— Насущная необходимость обновления стареющего парка машин.

— Господдержка, включающая субсидии производителям тягачей и покупателям газомоторной техники, льготный лизинг грузовиков.

Объективная оценка ситуации

Впрочем, ситуация только выглядит плохо. В действительности, ничего экстремального не происходит. Так считает глава "Автостата" Сергей Целиков. По его словам, то падение, которое мы наблюдаем сейчас, имеет логичное объяснение. Дело в том, что в последние два года имелся аномальный спрос на грузовики. Его пик пришелся на 2023 год, что было связано с изменениями логистики. Это привело к острой нехватке грузовой техники. Увеличение объемов строительства создало дефицит самосвалов у эксплуататоров, так как до санкций их импортировали из западных стран. Избыточный спрос усугубил неконтролируемый ввоз китайских машин. Сейчас, когда мы видим стабилизацию ситуации, продажи, составляющие от 70 000 до 80 000 единиц техники в год, являются нормальными.