Новости ассоциации

Импортёрам дали чёткий сигнал!

Директор и член правления Ассоциации Импортеров и Производителей Спецтехники Егор Геннадьевич Теплов-Барейша рассказал о ситуации вокруг импортеров спецтехники по результатам встречи Президента России с представителями деловых кругов, состоявшейся 26 мая 2025 года.

"Главной целью мероприятия было дать четкий и понятный сигнал всем участникам рынка — ввоз в страну зарубежной продукции препятствует развитию отечественного производства. Если дословно, то В.В. Путин согласился с предложением предпринимателей "закручивать импорт", так как "иначе ни фига не будет своего".

В этом контексте у иностранных компаний нет иного пути, кроме как срочно решать вопросы с локализацией производств. Причем наиболее правильной и предпочтительной в данной ситуации является локализация совместно с российскими предприятиями, что позволит обеспечить трансфер технологий и придать конструкции бизнеса большую надежность, нежели бывает в случае, когда зарубежные коллеги строят свои заводы на территории РФ самостоятельно, а потом по тем или иным причинам могут в любой момент свернуть деятельность.

Такой подход полностью укладывается в рамки миссии Ассоциации Импортеров и Производителей Спецтехники. Она заключается в том, чтобы через цивилизованное развитие импорта обеспечивать локализацию производств и трансфер технологий.

Думаю, будет правильно создать перечень так называемых уникальных машин и гарантировать им «зеленый коридор» на российский рынок. Отмечу, что на текущий момент такие машины утилизационным сбором не облагаются, а пошлина на них достаточно низкая, вместе с тем, вопрос требует уточнения и обсуждения с участниками рынка.

В рамках нашего сообщества мы провели ряд опросов и можно сделать некоторые выводы.

Во-первых, падение рынка спецтехники, гораздо больше, чем заявляют Минпромторг и "Росспецмаш". По нашим данным оно составляет более 50%. Ситуацию может изменить к лучшему только снижение ключевой ставки ЦБ. Критическая ситуация со спросом наблюдается также в сегменте сельскохозяйственной техники и в автобизнесе. Это говорит о том, что экономику нужно запускать, и чем скорее, тем лучше.

Во-вторых, к числу основных вызовов, с которыми сталкиваются импортеры при работе с условно восточной техникой (в первую очередь китайской), это слишком большая конкуренция (рынок перегрет изобилием брендов и объемами техники) и недостаток технического обслуживания со стороны производителя. Текущие решения Президента России и политика Минпромторга заставят уйти с рынка тех, кто не отвечает высоким требованиям качества, предъявляемым со стороны наших клиентов, не готов принимать правила игры в части сервиса и запасных частей и локализовывать производства. Согласно нашим опросам, более половины импортеров видят большую перспективу в локализации совместно с российскими брендами.

Если коротко резюмировать вышесказанное, то получается следующее:

— Импортозамещение будет беспощадным, даже если на каком-то этапе отечественная техника окажется дороже, покупать ее придется.

— Единственный способ для иностранных производителей продавать свои товары в России – локализация, причем желательно совместно с российской компанией.

— Количество игроков рынка спецтехники в России будет сокращаться, останутся только отечественные компании и локализованные бренды с высоким качеством, отличным сервисом и системой поставок запчастей.

— Количество дилеров и дистрибьютеров тоже уменьшится, при этом выживут лишь те, у кого уже есть хорошие отношения с мировыми брендами, кто занимается локализацией, обладает мощными сервисными базами и достаточными финансовыми ресурсами, чтобы пережить сложное время.

Да, рынок действительно станет другим: более суверенным, технологически более сильным, а лучшие дистрибьюторы и дилеры получат новый импульс для своего развития. Фактически, они превратятся в мощнейший инструмент трансфера технологий.

Со своей стороны могу сказать, что наша Ассоциация готова оказать любое необходимой содействие для прохождения всех необходимых этапов и процедур по локализации производства в России."