Макроэкономическая ситуация
Начну традиционно с макроэкономики.
ЦБ продолжает идти по тонкому льду. Даже профессиональное банковское сообщество уже сходится во мнении, что налицо системное стремительное ухудшение кредитного профиля корпораций.
ЦБ с любопытством малыша, рассматривающего насекомого, которому отрывает крылышко, наблюдает, как мучаются компании реального сектора от устроенной жести. Регулятор упорно продолжает уделять внимание запаздывающим показателям, таким как число банкротств или просрочек. А может нужно попытаться посмотреть в будущее - в опережающие показатели, такие как финансовые планы компаний?
У нас сейчас сильный крен – потребительский спрос розницы в норме, покупательная способность растет (рост зарплат + крепкий рубль), а бизнесу становится все тяжелее. Ждем… Чего-то…
Также традиционно: развитие анализа происходящего на рынке спецтехники. Там революция и хаос. Привычный мир рухнул в 2022 году.
Условно-западная модель
До 2022 года российский рынок спецтехники, как и грузового транспорта, опирался на предсказуемую бизнес-модель, где стоимость владения техникой включала не только цену покупки, но и прозрачные эксплуатационные расходы, а также определяемую рыночную остаточную стоимость оборудования. Однако смена глобальных экономических трендов и санкционное давление кардинально изменили правила игры. Сегодня отрасль стоит перед выбором: сохранить ли элементы западного подхода или полностью перейти на китайскую модель, рискуя потерять существующую сервисную экосистему.
И пусть прозвучит не модным, но, на мой взгляд, после успешного урегулирования всех основных внешнеполитических актуальных проблем, справедливое и контролируемое возвращение ключевых производителей спецтехники на определенных государством условиях – благо для нашей страны! Конкуренция – лучшее лекарство от неэффективности! Это необходимо для обеспечения устойчивого экономического роста нашей Родины! Мы сделали выводы, мы накопили опыт. И пусть эти системы конкурируют! А рынок расставит все на свои места!
Надо признать, что обе системы существовали и до 2022 года. Но с учетом существенного превалирования условно-западной модели, именно эта модель и определяла рынок. Все к ней привыкли. На эту модель опирались все зависимые процессы и процедуры смежных отраслей - заказчиков.
Китайская модель: Взлет и Проблемы
В 2022 году ситуация перевернулась.
Кто выиграл?
1. Те игроки, которые изначально работали в китайской модели, получили существенное преимущество. Им удалось быстро нарастить объемы поставок. Годами выстроенные отношения с китайскими партнерами, отработанные схемы работы, «неперегруженный», необходимый и достаточный сервис, не предполагающий существенных инвестиций в инфраструктуру.
2. И, как не странно, дочерние предприятия условно-западных компаний, которые не успели вывести деньги по домам. Они расположили их на депозиты и продолжили минимальную активность при минимальных затратах.
Кто пострадал?
Участники рынка – последователи условно-западной модели. Им пришлось перестраиваться налету. Новые альянсы, коллаборации, попытки скрестить ужа и носорога – было все! Желание не отдать завоеванные годами позиции и выжить с одной стороны, и страсть в максимальной степени захватить открывающиеся новые возможности, с другой.
Это факт: лидерами рынка ДСТ являются российские компании - эксклюзивные дилеры известных китайских производителей! Они сами устанавливают свои правила, и им не нужно сражаться в сделках с представителями себеподобного вида-бренда. Классический китайский метод "чем больше игроков в команде, тем лучше" не работает на дистанции. Наверное, он может решить тактические задачи забить рынок, но не решает стратегической задачи работать на рынке долго и серьезно. Даже со стороны выглядит это комично и смешно, если бы не так печально!
В условиях настоящего эксклюзива или четко выстроенной и управляемой системы дистрибуции, основанной на доверии, дилер может брать на себя ответственность и риски по обеспечению качественного послепродажного обслуживания. Инвестировать в развитие инфраструктуры. Но только с учетом знания стратегии производителя. Смею предположить, что инвестировать в организацию глубоких ремонтов китайской техники никто в данных обстоятельствах не будет! Может быть, за исключением игроков с развитой майнинговой линейкой. Да и то только через несколько лет - текущая популяция пока слишком мала при свежих парках.
Отдельная тема: как защитить инвестиции такого дилера в развитие сервисной инфраструктуры, если многолетнее взаимное доверие с производителем даст трещину.
Думаю, что сквозь хаос и пену результативно пройдут лишь те производители, которые поймут и примут простую мысль, что только стройная и организованная система дистрибуции способна развивать взаимное доверие и позволит успешно конкурировать!
Пока прогноз – кислый! Негативных факторов влияния – вагон! Комплекс проблем с запасными частями у подавляющего количества китайских производителей. Непредсказуемая продуктовая политика (частая смена модификаций и спецификаций одной и той же модели, смена поставщиков комплектующих без отражения изменений в технической документации и т.п.) Хаос в дистрибуции. Хаос в ценовой политике. Разница в подходах к послепродажному обслуживанию двух систем...
Смею предположить, что сегодня выживут только те игроки, которые смогут предложить клиентам не просто технику, а комплексное решение: прозрачную стоимость владения и гарантированную доступность запчастей и ремонтов даже в условиях санкций – по сути, гибридную модель, сочетающую качество и ценовую привлекательность оборудования китайской модели с сервисной надежностью условно западной.
Очевидно, что требуются усилия по гармонизации всех ситуаций, описанных выше, на законодательном уровне. Производителям, которые не могут обеспечить предсказуемость с запасными частями и технической документацией, как минимум, не должно быть места на нашем рынке.
Про участников рынка
Необходимо упорядочить взаимоотношения между производителями, дистрибуторами и дилерами. И, для начала, прояснить понятия кто есть кто, и выделить последних в отдельную отрасль со своим собственным ОКВЭДом. Вот оно – поле для творчества ассоциации!
С учетом, относительного небольшого объема отечественного рынка ДСТ, отчасти прозвучавшие проблемы можно решить, в том числе, через локализацию производства.
Локализация – Стратегия и Реалии
На фоне заявлений Президента РФ В.В. Путина о приоритете финансового и технологического суверенитета на встрече с бизнесом, 26.05.2025 и поддержке отечественной продукции "даже если она чуть дороже", локализация в машиностроении становится не просто трендом, а стратегической необходимостью. АИПС поддерживает этот курс, но подчеркивает: путь к устойчивому росту требует системного подхода и учета рыночных реалий.
Ключевые вызовы:
1. Время: Зарубежный опыт показывает, что глубокая локализация (50-60%+) и трансфер технологий требуют годы последовательной работы, а не месяцы.
2. Инвестиционный климат: Ключевая ставка ЦБ (по данным АИПС, рынок спецтехники упал >50%) душит финансирование проектов. Без ее снижения ускорение локализации проблематично.
3. Перегрев рынка: Избыток брендов (особенно китайских), проблемы с запасными частями, ценовые войны и еще целый ряд негативных факторов дестабилизируют отрасль. Предстоит "естественный отбор" и консолидация игроков. Перезапуск законодательного регулирования отрасли.
"Уникальные машины": Критически важна четкая формализация этого понятия и "зеленый коридор" для их ввоза (низкие пошлины, отсутствие утильсбора).
Льготный импорт компонентов: Для сборки и ремонта локализованной техники.
Каким будет будущее импорта после локализации?
Акцент на "недостающие" элементы: Высокотехнологичные компоненты, уникальное оборудование.
1. Через СП с российскими партнерами (снижает риски), используя международный опыт (налоговые льготы, требования к уровню локализации, поддержку экспорта).
2. Ассоциация в максимальной степени должна сфокусироваться на процессах по созданию условий для скорейшей локализации производств. В наших силах поспособствовать в реализации проектов, результатом которых будет производство высокопроизводительного оборудования.
2.2 Также ассоциация может способствовать формированию объединений между зарубежными и отечественными производителями спецтехники, между зарубежными производителями и отечественными дилерами, между зарубежными и отечественными производителями и отечественными дилерами спецтехники. Важно, чтобы на выходе была жизнеспособная эффективная модель отечественного производства высокопроизводительного оборудования мирового уровня!
2. Консолидироваться: Объединять усилия через АИПС для создания Единого информационного поля, выработки стандартов и диалога с государством.
Все устали от хаоса!
Без возврата к предсказуемости, плановости и стандартам мы рискуем превратить отрасль в рынок одноразовой техники. Чтобы избежать этого, нужна консолидация усилий бизнеса, ассоциаций и государства. Только тогда спецтехника станет не расходным материалом, а инструментом для прорыва.
Начну традиционно с макроэкономики.
ЦБ продолжает идти по тонкому льду. Даже профессиональное банковское сообщество уже сходится во мнении, что налицо системное стремительное ухудшение кредитного профиля корпораций.
ЦБ с любопытством малыша, рассматривающего насекомого, которому отрывает крылышко, наблюдает, как мучаются компании реального сектора от устроенной жести. Регулятор упорно продолжает уделять внимание запаздывающим показателям, таким как число банкротств или просрочек. А может нужно попытаться посмотреть в будущее - в опережающие показатели, такие как финансовые планы компаний?
У нас сейчас сильный крен – потребительский спрос розницы в норме, покупательная способность растет (рост зарплат + крепкий рубль), а бизнесу становится все тяжелее. Ждем… Чего-то…
Также традиционно: развитие анализа происходящего на рынке спецтехники. Там революция и хаос. Привычный мир рухнул в 2022 году.
Условно-западная модель
До 2022 года российский рынок спецтехники, как и грузового транспорта, опирался на предсказуемую бизнес-модель, где стоимость владения техникой включала не только цену покупки, но и прозрачные эксплуатационные расходы, а также определяемую рыночную остаточную стоимость оборудования. Однако смена глобальных экономических трендов и санкционное давление кардинально изменили правила игры. Сегодня отрасль стоит перед выбором: сохранить ли элементы западного подхода или полностью перейти на китайскую модель, рискуя потерять существующую сервисную экосистему.
И пусть прозвучит не модным, но, на мой взгляд, после успешного урегулирования всех основных внешнеполитических актуальных проблем, справедливое и контролируемое возвращение ключевых производителей спецтехники на определенных государством условиях – благо для нашей страны! Конкуренция – лучшее лекарство от неэффективности! Это необходимо для обеспечения устойчивого экономического роста нашей Родины! Мы сделали выводы, мы накопили опыт. И пусть эти системы конкурируют! А рынок расставит все на свои места!
Надо признать, что обе системы существовали и до 2022 года. Но с учетом существенного превалирования условно-западной модели, именно эта модель и определяла рынок. Все к ней привыкли. На эту модель опирались все зависимые процессы и процедуры смежных отраслей - заказчиков.
Китайская модель: Взлет и Проблемы
В 2022 году ситуация перевернулась.
Кто выиграл?
1. Те игроки, которые изначально работали в китайской модели, получили существенное преимущество. Им удалось быстро нарастить объемы поставок. Годами выстроенные отношения с китайскими партнерами, отработанные схемы работы, «неперегруженный», необходимый и достаточный сервис, не предполагающий существенных инвестиций в инфраструктуру.
2. И, как не странно, дочерние предприятия условно-западных компаний, которые не успели вывести деньги по домам. Они расположили их на депозиты и продолжили минимальную активность при минимальных затратах.
Кто пострадал?
Участники рынка – последователи условно-западной модели. Им пришлось перестраиваться налету. Новые альянсы, коллаборации, попытки скрестить ужа и носорога – было все! Желание не отдать завоеванные годами позиции и выжить с одной стороны, и страсть в максимальной степени захватить открывающиеся новые возможности, с другой.
Это факт: лидерами рынка ДСТ являются российские компании - эксклюзивные дилеры известных китайских производителей! Они сами устанавливают свои правила, и им не нужно сражаться в сделках с представителями себеподобного вида-бренда. Классический китайский метод "чем больше игроков в команде, тем лучше" не работает на дистанции. Наверное, он может решить тактические задачи забить рынок, но не решает стратегической задачи работать на рынке долго и серьезно. Даже со стороны выглядит это комично и смешно, если бы не так печально!
В условиях настоящего эксклюзива или четко выстроенной и управляемой системы дистрибуции, основанной на доверии, дилер может брать на себя ответственность и риски по обеспечению качественного послепродажного обслуживания. Инвестировать в развитие инфраструктуры. Но только с учетом знания стратегии производителя. Смею предположить, что инвестировать в организацию глубоких ремонтов китайской техники никто в данных обстоятельствах не будет! Может быть, за исключением игроков с развитой майнинговой линейкой. Да и то только через несколько лет - текущая популяция пока слишком мала при свежих парках.
Отдельная тема: как защитить инвестиции такого дилера в развитие сервисной инфраструктуры, если многолетнее взаимное доверие с производителем даст трещину.
Думаю, что сквозь хаос и пену результативно пройдут лишь те производители, которые поймут и примут простую мысль, что только стройная и организованная система дистрибуции способна развивать взаимное доверие и позволит успешно конкурировать!
Пока прогноз – кислый! Негативных факторов влияния – вагон! Комплекс проблем с запасными частями у подавляющего количества китайских производителей. Непредсказуемая продуктовая политика (частая смена модификаций и спецификаций одной и той же модели, смена поставщиков комплектующих без отражения изменений в технической документации и т.п.) Хаос в дистрибуции. Хаос в ценовой политике. Разница в подходах к послепродажному обслуживанию двух систем...
Смею предположить, что сегодня выживут только те игроки, которые смогут предложить клиентам не просто технику, а комплексное решение: прозрачную стоимость владения и гарантированную доступность запчастей и ремонтов даже в условиях санкций – по сути, гибридную модель, сочетающую качество и ценовую привлекательность оборудования китайской модели с сервисной надежностью условно западной.
Очевидно, что требуются усилия по гармонизации всех ситуаций, описанных выше, на законодательном уровне. Производителям, которые не могут обеспечить предсказуемость с запасными частями и технической документацией, как минимум, не должно быть места на нашем рынке.
Про участников рынка
Необходимо упорядочить взаимоотношения между производителями, дистрибуторами и дилерами. И, для начала, прояснить понятия кто есть кто, и выделить последних в отдельную отрасль со своим собственным ОКВЭДом. Вот оно – поле для творчества ассоциации!
С учетом, относительного небольшого объема отечественного рынка ДСТ, отчасти прозвучавшие проблемы можно решить, в том числе, через локализацию производства.
Локализация – Стратегия и Реалии
На фоне заявлений Президента РФ В.В. Путина о приоритете финансового и технологического суверенитета на встрече с бизнесом, 26.05.2025 и поддержке отечественной продукции "даже если она чуть дороже", локализация в машиностроении становится не просто трендом, а стратегической необходимостью. АИПС поддерживает этот курс, но подчеркивает: путь к устойчивому росту требует системного подхода и учета рыночных реалий.
Ключевые вызовы:
1. Время: Зарубежный опыт показывает, что глубокая локализация (50-60%+) и трансфер технологий требуют годы последовательной работы, а не месяцы.
2. Инвестиционный климат: Ключевая ставка ЦБ (по данным АИПС, рынок спецтехники упал >50%) душит финансирование проектов. Без ее снижения ускорение локализации проблематично.
3. Перегрев рынка: Избыток брендов (особенно китайских), проблемы с запасными частями, ценовые войны и еще целый ряд негативных факторов дестабилизируют отрасль. Предстоит "естественный отбор" и консолидация игроков. Перезапуск законодательного регулирования отрасли.
"Уникальные машины": Критически важна четкая формализация этого понятия и "зеленый коридор" для их ввоза (низкие пошлины, отсутствие утильсбора).
Льготный импорт компонентов: Для сборки и ремонта локализованной техники.
Каким будет будущее импорта после локализации?
Акцент на "недостающие" элементы: Высокотехнологичные компоненты, уникальное оборудование.
1. Через СП с российскими партнерами (снижает риски), используя международный опыт (налоговые льготы, требования к уровню локализации, поддержку экспорта).
2. Ассоциация в максимальной степени должна сфокусироваться на процессах по созданию условий для скорейшей локализации производств. В наших силах поспособствовать в реализации проектов, результатом которых будет производство высокопроизводительного оборудования.
2.2 Также ассоциация может способствовать формированию объединений между зарубежными и отечественными производителями спецтехники, между зарубежными производителями и отечественными дилерами, между зарубежными и отечественными производителями и отечественными дилерами спецтехники. Важно, чтобы на выходе была жизнеспособная эффективная модель отечественного производства высокопроизводительного оборудования мирового уровня!
2. Консолидироваться: Объединять усилия через АИПС для создания Единого информационного поля, выработки стандартов и диалога с государством.
Все устали от хаоса!
Без возврата к предсказуемости, плановости и стандартам мы рискуем превратить отрасль в рынок одноразовой техники. Чтобы избежать этого, нужна консолидация усилий бизнеса, ассоциаций и государства. Только тогда спецтехника станет не расходным материалом, а инструментом для прорыва.