Новости ассоциации

Выступление директора АИПС Егора Теплова-Барейши на MIMS Automobility Moscow. Главное

12 мая на Международной выставке запасных частей, автокомпонентов, оборудования и товаров для технического обслуживания автомобиля 2025 (MIMS Automobility Moscow) состоялось выступление директора АО "РуссВыставка", директора Ассоциации Импортеров и Производителей Спецтехники (АИПС) Егора Теплова-Барейши.

Отраслевая сессия "Доходность автомобильного бизнеса" прошла на площадке AGORA в Москве. Мероприятие было организовано Комитетом "ОПОРЫ РОССИИ" по развитию предпринимательства в сфере автобизнеса при поддержке НАПТО, РАСТО и РОАД.

Свою речь Егор Геннадьевич посвятил проблемам рынка спецтехники, инициативе, подразумевающей ограничения возможности самостоятельной покупки запчастей владельцами машин, позиции АИПС по данному вопросу и ухудшению ситуации в отрасли в целом.

По мнению спикера, главной проблемой на данный момент является падение спроса. К основным причинам этого он отнес следующие факторы:

— перенос сроков сдачи строительных объектов на 6 и более месяцев;

— сокращение запуска новых объектов на 23%;

— высокая ключевая ставка, что приводит к удорожанию лизинга и кредитов:

— увеличение утилизационного сбора.

Позиция АИПС, озвученная Егором Геннадьевичем, заключается в том, что для улучшения ситуации необходимо сформировать новую модель отрасли, которая будет устойчивой, прозрачной и экономически жизнеспособной. А для этого следует создать четкие, понятные и обязательные для всех правила игры, начав с определения понятий "дистрибьютер" и "дилер" и критериев, которым они должны соответствовать. Добросовестные компании спикер рекомендовал включить в особый реестр. Принципы попадания в список надо обозначить заранее.

Директор АИПС отметил, что Ассоциация выступает против ограничения возможности самостоятельной покупки запчастей владельцами машин, и обосновал эту позицию:

1. Заградительные меры способны привести к отсутствию конкуренции, а значит и развития, что лишь усугубит неблагоприятную ситуацию.

2. Выбор станет меньше — владельцы техники потеряют право решать, где хотят сделать покупку, а цены вырастут, потому что их смогут завышать крупные сервисы, понимая, что у клиентов нет альтернативы.

3. Инициатива несет угрозу малому и среднему бизнесу: независимые мастера и мелкие магазины запчастей лишатся клиентов, так как люди не смогут заказывать детали напрямую через маркетплейсы или онлайн-платформы.

4. Следствием будет подавление инноваций. Запрет замедлит появление новых и развитие уже существующих цифровых решений, например маркетплейсов, отличающихся удобным поиском товаров, и усилит монополию крупных игроков.

5. Ограничения могут привести к возникновению и укреплению "теневого" рынка, так как в случае запрета на покупку запчастей по собственному выбору многие будут искать способы его обойти. Это приведет к росту количества поддельных запчастей на рынке и увеличению объемов неучтенной торговли.

Таким образом, инициатива, подразумевающая ограничение возможности самостоятельной покупки запчастей владельцами специализированной техники, хоть и направлена на защиту качества ремонта, ее реализация способна вызвать обратные эффекты: удорожание услуг, монополизацию рынка и снижение доступности запчастей. Чтобы этого не случилось, важно найти баланс. С одной стороны, нужно ужесточить контроль за качеством запчастей, с другой — следует сохранить свободу выбора для владельцев техники.

Подводя итог своего выступления Егор Геннадьевич Теплов-Барейша выразил надежду на скорое улучшение геополитической ситуации, снижение ключевой ставки и, как следствие, разморозку российской экономики.
2025-05-14 17:00