Новости ассоциации

Каждый пятый грузоперевозчик ушел с российского рынка

Каждый пятый грузоперевозчик ушел с российского рынка, вернув технику лизингодателям.

Такие данные предоставила ассоциации «АвтоГрузЭкс» за I квартал текущего года. Также в отчете сообщается, что многие компании сократили пул партнеров-перевозчиков на 20% в сравнении с данными прошлого года. В ГК «Альфа-Лизинг» отметили, что количество изъятых грузовиков возросло вдвое, если проводить параллель с 2024 годом.

Кризис начался еще минувшей осенью, однако его пик пришелся на зиму. Такая ситуация на рынке не является случайной.

Происходящее имеет целый ряд причин:

1.По мнению экспертов из «АвтоГрузЭкс», помимо экономических трудностей наблюдается нехватка грузов, нуждающихся в транспортировке.
2.По словам президента ассоциации «Грузавтотранс» Владимира Матягина, 30% компаний вынуждены были уйти с рынка, так как имеют долги и не могут выплачивать лизингодателям требуемые суммы из-за высоких ставок лизинга в условиях проседания ценообразования ниже себестоимости (пример: при магистральных перевозках окупаемость составляет около 100 рублей за 1 км, но реально компании получают 45–50 рублей за 1 км). В результате 2024 год многие грузоперевозчики закрыли с отрицательной рентабельностью, составившей минус 17%.
3.Директор департамента продаж «Газпромбанк Автолизинг» Николай Фомин считает, что виной всему снижение платежеспособности компаний в условиях роста ключевой ставки, повышения утильсбора, сокращения инфраструктурных проектов и так далее. Однако эксперт предсказывает выравнивание ситуации уже во II квартале 2025 года.

К чему приведет кризис отрасли?

Эксперты обращают внимание на неизбежную трансформацию рынка:

1.Николай Фомин из «Газпромбанк Автолизинг» говорит, что уже сейчас лизингодатели реализуют возвращенную технику с 20% скидкой. 70% б/у машин уходят в повторный лизинг. Новички станут серьезными конкурентами для крупных дилерских холдингов, работающих с поддержанными машинами.
2.Директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов заявил, что не все компании, отдав арендованную технику, прекращают работать. Многие сокращают перевозки до объемов, которые могут выполнить на старых машинах, уже имеющихся в парке. Также важный момент в трансформации рынка — поглощение более маленьких компаний крупными игроками.
3.Лариса Касьянова из ГК «Альфа-Лизинг» прогнозирует, что из-за увеличения расходов на обслуживание машин компаний на рынке в 2025 году станет меньше на 10-15%, при этом максимальное снижение продаж грузовиков (до 20-25%) будет наблюдаться в первом полугодии, а потом цифры начнут подниматься, чему поспособствуют субсидии на колесную технику отечественного производства от Минпромторга.
4.Президент ассоциации «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов утверждает, что без господдержки во второй половине 2025 года мы будем наблюдать рост тарифов и повышение потребительских цен.

Что делается для решения проблемы?

По информации "Известий", представители ассоциации «АвтоГрузЭкс» разработали меры поддержки и подали соответствующее обращение к премьер-министру России Михаилу Мишустину.

В числе инициатив:

— отсрочка платежей по взносам во внебюджетные фонды на два года;
— компенсация лизинговых взносов в размере не более 30% по договорам 2023–2024 годов;
— льготное кредитование до 500 млн рублей на инвестиционные цели по ставке 13,5%;
— безвозмездные субсидии на оплату труда работникам.

В случае утверждения всех пунктов общий объем финансовой помощи составит порядка 19 млрд рублей.